Главная > История рекламы

Часто появление рекламы относят к древности и говорят, что даже примитивные народы применяли технологии рекламы. Это не правильно. Что бы там древние не делали, рекламой это не являлось. Реклама существует только в виде информации, доступной массам людей, а значит, может существовать только тогда, когда существуют средства массовой информации. Таким образом, эпохой зарождения рекламы может считаться только эпоха не ранее Нового времени. И даже этот период стал эпохой рекламы только после развития, по крайней мере, четырех явлений: зарождения капитализма, индустриальной революции, стремления промышленников к главенству в системе распределения, появления современных масс-медиа. Самое интересное, что все эти четыре явления, ставшие предпосылками развития рекламы, первыми начали развиваться в Англии в середине XVIII века, и лишь после перекинулись в добившуюся независимости колонию США. Тем не менее, множество войн, в особенности наполеоновские войны начала XIX века, в которых участвовала Англия, не позволили всем этим предпосылкам развиться полноценно. В тоже время в США с обретением независимости начало развиваться внутреннее производство и поэтому, говоря сегодня об истории развития рекламы, приходится рассматривать исключительно рекламу, созданную в США (хотя исследование рекламы до ХХ века в других странах также вызывает определенный интерес). Ведь именно в этой стране реклама сделала свои первые шаги.

Капиталистические принципы предполагают, что организации конкурируют, чтобы получить ресурс, называемый капиталом, в условиях свободного рынка. Часть этого соревнования за получение ресурсов касается формирования и стимулирования спроса на товары или услуги данной организации. Когда отдельная организация успешно стимулирует спрос, это привлекает в эту организацию капитал в денежном или товарном эквиваленте в качестве оплаты. Одним из инструментов, стимулирующих спрос, является реклама.

Индустриальная революция, как уже говорилось, началась в 1750 г. в Англии, она распространилась на Соединенные Штаты и медленно развивалась до начала 19 в., до тех пор, пока война 1812 г. не стала причиной развития в США внутреннего производства. Появление взаимозаменяемых стандартных деталей и усовершенствование швейной машинки в 1850 г.. а также гражданская война 1861-1865 гг., в которой промышленный Север победил сельскохозяйственный Юг, создали основу для широкой индустриализации. Промышленный переворот увел американское общество от бытового самообеспечения как способа удовлетворения материальных нужд к рыночной зависимости как образу жизни. Индустриальная революция была основной причиной быстрого роста поставок продукции массового назначения, требующих стимулирования спроса, — того, с чем реклама прекрасно справляется. Обеспечивая потребность в рекламе, индустриальная революция была главным фактором, повлиявшим на ее возникновение.

Кроме того,индустриальная революция в США включала в себя также и транспортную революцию, самым выразительным символом которой стало соединение востока и запада США железной дорогой. Это соединение представляет собой начало сети, необходимой для доставки больших объемов товаров, на которые реклама могла бы стимулировать спрос. В 1840-х гг. принцип ограниченной ответственности, который ограничивает риск инвестора коммерческого предприятия только своей долей в корпорации, а не общими активами, получил признание и привел к накоплению больших объемов капитала для финансирования промышленности. В конце концов, это привело к начавшемуся в начале 19 в. быстрому росту населения и урбанизации. С 1830 по 1860 гг. население Соединенных Штатов выросло втрое: с 12,8 млн до 31,4 млн человек. За это же самое время число городов с населением больше 20 тыс. достигло 43. В истории выявлено строгое соответствие между расходами на рекламу на душу населения и ростом размера городов. В общем рост и концентрация населения обеспечивают условия рынка, необходимые для широкого применения рекламы. Процесс роста потенциала производства, доставки и представления товаров большому числу людей, живущих кучно на небольших территориях, подготовил базу для появления и расцвета рекламы.

Таким образом, развивалась реклама в доиндустриальную эпоху в Англии и США, но дальнейшее свое развитие получила только в США в середине ХIX века в виде газетных объявлений, выполненных и размещенных самими производителями. И буквально за 50-70 лет реклама выросла до отдельной отрасли, в которой начали доминировать рекламные агентства - посредники между производителем и издателем. Весь этот период деятельность рекламных агентств расширялась и становилась все более похожей на деятельность агентств в современном понимании этого слова.

Начиная с 20-х годов ХХ века в рекламном мире начали доминировать так называемые агентства с полным обслуживанием. Этот рубеж условно можно считать переломным в рекламном мире и рассматривать историю рекламы до начала ХХ века и уже непосредственно рекламу в ХХ веке.

Следует отметить, что существует множество точек зрения на выделение тех или иных этапов развития рекламы. И мы, вслед за авторами книги Реклама и продвижение бренда можем предложить подробную историю рекламы, выделяя особенности развития рекламы США вплоть до десятилетий.

При подготовке данного материала использовались данные из книги Ален Т.К., О Гуинн С.Т., Семеник Дж.Р. Реклама и продвижение бренда — Спб.: ИД Нева, 2004

Тэги: история рекламы