Главная > История рекламы > История рекламы ХIХ века
Реклама как сфера бизнеса начала развиваться в XIX веке в США. В Европе XIX век прошел под знаком антимонархических революций и войн, развития капиталистических форм собственности, развития промышленности и возвышения роли буржуазии. В то же время в США за столетие смогли не только догнать европейские государства по части развития недавно возникшего промышленного производства, но и выбиться в мировые лидеры. Невиданное количество новых товаров, произведенных на фабриках, нужно было сбывать. Требовалось донести до масс информацию о товаре. Талантливые и находчивые люди, которые смогли воспользоваться этой ситуацией, стали первыми создателями рекламных агентств. С этого самого момента и началась история развития рекламы как бизнеса.
Первое рекламное агентство в США (в Филадельфии) открыл Волни Палмер в 1841 году. Агентство занималось размещением рекламы различных компаний в газетах. При этом оно получало 25% комиссионных от стоимости продажи газетных площадей. По сути, агентство Палмера являлось посредником между компанией-производителем и газетой. За прокат своей рекламы компания производитель платила агентству Палмера, которое, в свою очередь, платило 75% суммы газете за размещение рекламных объявлений.
В 1865 году в Бостоне основал свое рекламное агентство один из крупнейших рекламных агентов XIX века Джордж Роуэлл. Агентство Роуэлла работало по той же схеме, что и агентство Палмера. Однако кроме посреднических функций в 1869 агентство Роуэлла занялось изданием справочника по тиражам газет и журналов. Надо сказать, что добыть данные о тираже какой-либо газеты в то время было очень трудно. Поэтому, «Американский газетный справочник Роуэлла» быстро стал авторитетным изданием, принесшим ее создателю немалые финансовые результаты.
В 1875 году Фрэнсис Уэйленд Эйер ввел в практику работы рекламных агентств революционное нововведение. Оно называлось «открытый контракт». Открытый контракт представлял собой финансовый договор рекламного агентства с издателем (газетой или журналом), в котором устанавливались комиссионные рекламного агента в размере 12,5%, а также цены, назначаемые издателем. Эти цены не держались в секрете от компании производителя, как это было ранее. Теперь компания-производитель, по сути, знала все о рекламном агентстве и могла не бояться того, что агентство накручивает общую стоимость контракта с целью получения прибыли. Теперь прибыль рекламного агентства зависела только от требований по оплате со стороны издателя. Конечно, это подтолкнуло многих производителей отказаться от самостоятельного поиска рекламных площадей, а доверить это рекламному агентству, работающему по открытому контракту. Вскоре этот вид контракта стал общепризнанным по всей стране.
Деятельность первых рекламных агентств сводилась исключительно к посредническим функциям. Штат служащих был невелик потому, что само агентство не занималось созданием рекламных объявлений. Рекламный агент занимался исключительно размещением рекламы в газете. Однако в 1891 Джорджем Баттеном в Нью-Йорке было основано первое рекламное агентство с полным обслуживанием. Баттен взял на работу составителей тектов и художников-иллюстраторов. В результате агентство Баттена предлагало составить текст, оформить, подготовить к печати рекламное объявление и поместить его в газете или журнале. Это принесло фирме Баттена («Баттен, Бартон, Дерстайн и Осборн») колоссальный успех. Агентство «Баттен, Бартон, Дерстайн и Осборн» заслужено стало одним из рекламных гигантов XX века.
Тэги:
история рекламы